Два года назад российский карьерный сервис провел исследование и выяснил, что только 30% россиян довольны балансом дом-работа. Остальных смутили несколько важных факторов — долгое время пути до работы и обратно, бесконечные переработки как норма для некоторых компаний, суровый климат и отсутствие достаточной инфраструктуры в городах, чтобы отдохнуть и восстановиться.
Действительно, выгорание — это не только модный термин в психологии, но и грустная реальность на работе для многих россиян. Во многом проблема в перекосе или вообще отсутствии разделения между личной и рабочей жизнью. Рассказываем, почему так происходит и как этого избежать.
Тревожность и перфекционизм
Большая часть работников, которые не могут перестать думать о работе даже в выходные — регулярно перерабатывающие тревожные люди. Тревога заставляет таких людей все время сомневаться в своих способностях и результатах, бояться совершить какую-то ошибку, контролировать все самому и как следствие — перерабатывать, не отдыхая должным образом.Исследование hh.ru показало, что в России постоянно перерабатывают 73% сотрудников. Чаще всего это руководители, строители, специалисты в области контента и маркетинга, разработчики и логисты. К сожалению, переработки грозят не просто выгоранием, но и серьезными проблемами со здоровьем.
Как этого избежать?
Основная причина начать соблюдать work-life balance — сохранить свое физическое и ментальное здоровье. Если вы регулярно остаетесь на работе дольше обычного, то лишаете себя возможности позаботиться о себе. Поэтому первым делом включите восстановление в свой планировщик задач — например, поставить себе задачу на 20:00 — сходить на массаж, посетить кофейню или провести семейный киномарафон. Отдых тоже надо планировать.Если же тревога так сильно зашкаливает, и вы ловите панику от мысли, что если вы не будете хотя бы час мониторить рабочие чаты или не сразу ответите заказчику — то время либо сходить в отпуск минимум на две недели, либо обратиться к психотерапевту. Чрезмерная тревога о работе может скрывать далеко не только рвение вырасти по карьерной лестнице, и эту первопричину нужно найти.
Удаленная работа — зло?
С 2020 года многие специалисты остались работать из дома. Поначалу это казалось хорошей идеей — не надо тратить время на работу, можно высыпаться и больше времени уделять личным делам. Но не тут-то было — сработал обратный эффект, и огромное количество удаленщиков со временем начали ощущать то самое выгорание, от которого должна была спасти дистанционная работа.Почему так произошло? Некоторые компании и сотрудники считают, что удаленный рабочий день может быть ненормированным — если человек дома, он может ответить по работе и в девять вечера, ничего такого. Но чем больше таких ситуаций, тем сильнее размывается граница между рабочим и личным — в итоге человек оказывается все время на работе, а не дома, а это большая разница.
Как этого избежать?
Вспомнить, что дистанционная работа — такая же работа, как в офисе, но из дома. То есть вы не обязаны сидеть от зари до заката за компьютером только потому, что делаете свою работу удаленно. Ваши рабочие часы прописаны в трудовом договоре — как только в офисе у вас бы закончился рабочий день, вам нужно поставить паузу, выключить компьютер и переключиться на совсем другое задание — покормить кота, помыть посуду или сходить на прогулку. У вас должно быть четкое понимание начала и конца рабочего дня. Если сложно сказать себе «стоп», поставьте будильник.Еще одна опасность для работающих из дома — полностью сбитый режим дня. Легко сидеть за сериалом до поздней ночи, ведь завтра можно встать в последнюю минуту перед утренней конференцией. Но это на самом деле заставляет все время суетиться, забывать о нормальных приемах пищи, гигиене сна и других важных составляющих хорошего самочувствия. Постарайтесь определить для себя комфортный, но здоровый режим и соблюдать его, не ссылаясь на удаленку.
«Сверять часы»
Многие перерабатывают и уменьшают свой отдых, потому что не умеют говорить «нет» или боятся показаться недостаточно усердными работниками. Это про чужие ожидания, а если их не корректировать и пытаться полностью под них подстроиться, про комфортную работу можно забыть.
Как этого избежать?
Первое правило для перерабатывающих — спрашивать постановщика задачи о деталях, ожиданиях и не пытаться думать за него. Все требования должны быть проговорены и по возможности зафиксированы, чтобы вы больше не искрили тревогами.В работе нужно периодически «сверять часы» — координироваться между своими возможностями и ожиданиями работодателя. Если вдруг вы понимаете, что у вас слишком много обязанностей, это нужно обязательно проговаривать в технике «польза-польза». То есть вы не просто кидаетесь обвинениями, а рассказываете, как бизнес-процессы выиграют, когда вы сможете сконцентрироваться на действительно компетентных задачах, как вы можете организовать передачу дел или менторство для других сотрудников.
И не бойтесь чувства вины. Как минимум, потому что это самая непродуктивная эмоция. Ведь когда вы будете полны сил и мотивации, вы сможете свернуть такие горы, которые раньше даже и не снились. Главное — соблюдать этот сложный баланс между работой и личной жизнью. Но если вы научитесь, это будет одна из самых ценных инвестиций в себя.
*Иллюстрации для обложки статьи от icons8.com